Что такое сложные продажи.
Сложные продажи – это бизнес процесс продаж или сделки, который обладает определёнными характеристиками:
- Длинный срок
- Большое количество участников со стороны покупателя
- Не линейный цикл принятия решения у клиента
- Значимые последствия для бизнеса покупателя
- Большое количество встреч, контактов с клиентом
- Покупатель всегда сравнивает разные предложения
- Ограниченный или «закрытый» рынок, с ограниченным количеством клиента
- Большая или значимая сумма для клиента и т.д.
При этом нужно учесть, что для понятия «сложных продаж» достаточно наличия отдельных характеристик\элементов, которые здесь указаны.
Каждый из этих элементов в свою очередь распадается на целый ряд самостоятельных элементов или характеристик, которое будет\может требовать детализации или уточнение в рамках конкретного бизнеса.
Например, «большое количество участников со стороны покупателя» означает, что надо учитывать целый ряд моментов, которые для традиционных продаж не носят ключевой характер, в отличии от сложных:
- большое количество специалистов или количество подразделений, принимающих участие в сделке,
- в чём будет проявляться различие оценок нашего продукта всеми этими участниками сделки,
- кто и в какой степени заинтересован в нашем продукте или услуге,
- кто и как будет продвигать наши интересы в компании у клиента,
- если да, то как мы можем обосновать или доказать, что наше предложение максимально эффективно решит задачи именно этого подразделения, руководителя,
- есть ли противоречивые интересы у этих участников между собой и в чем они проявляются или могут проявиться,
- как мы можем использовать в своих интересах,
- как мы можем обосновать и доказать свои преимущества по сравнению с конкурентами и т.д.
- Каждый элемент «сложных продаж» можно разложить на набор внутренних элементов\характеристик как «пазл».
- Специфика этого типа продаж в том, что можно говорить о разных типов «сложных» продаж. (это отдельная тема)
- Нет единой «классификации сложных продаж» или их типов, поэтому в своей практике я употребляю термин «архитектура сделки».
- Сложные продажи принципиально отличаются от «простых\коротких\традиционных» продаж, за счёт того, что вся методология сложных продаж основывается не на действиях менеджера, а на цикле принятия решения у клиента.
- На самом деле это принципиальное отличие, которое кардинально влияет на использование методики этапов продаж для сложных продаж.
- Для сложных продаж есть свои собственные инструменты продаж, поскольку основная задача менеджера это не только определить цикл и процесс принятия решения в компании, но и использовать лоббирование своего решение, продукта или услуги.
- Все методики сложных продаж, основаны на инструментальном или технологическом подходе, но каждая методика из них имеет свои особенности. Их не так много и не все они известны в РФ, но наиболее известная в РФ — это методика «продажа решений» (solution selling), использовалась в ходе продаж Мicrosoft, менее известная – это модель стратегических или концептуальных продаж.
- Методика «продажа решений» в первую очередь предназначена для продаж ИТ продуктов и достаточно легко адаптируется для продажи эксклюзивных продуктов, услуг, но не для В2С.
- Методика «продажи решений» построена на том, что «предмет продаж» — это решение, которое позволит решить свою проблему (боль клиента) максимально эффективно, используется модель PPVVC.
- Методика «проектных продаж» основана на том, что каждая сделка это «проект», где могут использоваться принципы и инструменты проектного управления из за этого, эта методика более универсальна и может использоваться для разных типов сложных продаж (архитектура сделки может быть различной). Например для объектных продаж, есть свои особенности, которые надо учитывать.